С началом военных действий дорожная сеть СССР столкнулась с беспрецедентной нагрузкой. Уже в первые недели войны интенсивность движения военных колонн и грузовых перевозок достигла критических показателей, вынуждая дорожные службы перейти на круглосуточный режим работы. Речь шла не о точечном ремонте, а о полноценном восстановлении пострадавших в ходе боёв дорог и сооружении новых транспортных артерий в условиях жесточайшего дефицита времени и ресурсов.
В июле 1941 года Государственный Комитет обороны (ГКО) принял постановление, которое кардинально изменило систему военных коммуникаций: автодорожный отдел Генштаба преобразован в Автомобильно-дорожное управление Красной армии, а в штабах фронтов и армий появились свои автодорожные отделы.
Кроме того, документом предусматривалось создание стратегических маршрутов:
семь радиальных направлений от Москвы: Ленинградское, Великолукское, Смоленское, Брянское, Горьковское, Ярославское и Довское (через Калугу);
три южных коридора: Курск – Козелец, Харьков – Киев и Одесское направление.