АВТОПАРК В ГОДЫ ВОВ
ТРАНСПОРТ В ПЕРИОД ВОВ
01 - 02

Великая Отечественная война была выиграна не только в небе и на полях сражений, но и на фронтовых дорогах. Советские автомобили, работавшие на пределе возможностей, перевезли 625 млн тонн грузов от боеприпасов до продовольствия и стратегических резервов. Без этого мужества и героизма водителей не состоялись бы ни оборона Москвы, ни прорыв блокады Ленинграда, ни штурм Берлина.

 

К началу войны автопарк Красной армии был невелик, но достаточно универсален: главный труженик фронта ГАЗ-АА («полуторка»), «трёхтонка» «Захар» (ЗиС-5) и пятитонник для тяжёлых перевозок ЯГ-6 («Ярославский медведь»).

Эти автомобили выдерживали 40-градусные морозы, тонули в грязи, горели под бомбёжками, но продолжали работать.

 

ЗИС-5 («трёхтонка») – основа военных автоколонн, служившая не только грузовиком, но и мобильной мастерской, бензовозом, передвижной радиостанцией.

Довоенные ЗИС-5 помогают солдатам в контрнаступлении под Москвой, зима 1941 года.

ГАЗ-М1 («Эмка») – первый советский лимузин, штабной автомобиль, который часто использовался и как разведывательный.

БА-64 – лёгкий броневик, защищавший экипаж от пуль и осколков.

ГАЗ-67 – внедорожник для разведчиков и артиллеристов, способный буксировать 45-миллиметровые пушки.

ГАЗ-61-73 – полноприводный седан для высшего командного состава (в том числе маршала Георгия Жукова), производился на протяжении всех лет войны.

ЗИС-44 – санитарный фургон, с 1942 года спасавший тысячи красноармейцев. Стал одним из символов военно-медицинской службы в годы Великой Отечественной войны. Из-за дефицита металла его кузов изготавливали из дерева, что не умаляло надёжности машины, способной перевозить до 10 раненых одновременно.

ЗИС-42 – полугусеничный тягач, тащивший орудия по бездорожью, через болота и сугробы.

БМ-13Н («Катюша») – знаменитая реактивная установка на шасси Студебеккера, сеявшая панику в рядах врага.

Водители военных лет ежедневно совершали подвиги: шли без фар ночью, чтобы не стать мишенью для авиации, ремонтировали машины под огнём, используя подручные средства, тащили грузы по размытым дорогам.

Читать дальше
Трактор везет крупнокалиберное орудие к передовой позиции. 1943 г.
Переправа через водный рубеж под прикрытием дымовой завесы. I-й Белорусский фронт. 1944 г.
Ремонт автомашин в походном авторемонтном заводе, обслуживающим передовые действующие части. Западный фронт. 1942 г.
Буксировка советского танка М3 «Стюарт» в деревне Синицино. 1942 г. Источник: http://waralbum.ru
Истребительный отряд на аэросанях РФ-8-ГАЗ-98 отправляется в поход. 1942 г. Источник: http://waralbum.ru
Колонна Т-34-76 1-й гвардейской танковой бригады в зимнем камуфляже на марше. 1941 г. Источник: http://waralbum.ru
Советские бронеавтомобили БА-10А и БА-6 выдвигаются на боевые позиции. 1941 г. Источник: http://waralbum.ru
Советский легкий танк Т-26 из 57-й танковой дивизии, подбитый во время боев под Толочином. 1941 г. Источник: http://waralbum.ru
Советский танк Т-34, брошенный у моста через речку Остер в районе деревни Коски Рославльского района Смоленской области. 1941 г. Источник: http://waralbum.ru
Солдаты 167-й пехотной дивизии вермахта едут в пехотных тележках на конной тяге. 1943 г. Источник: http://waralbum.ru
Танк ИС-2 с десантом на борту движется по Рижскому шоссе. 1944 г. Источник: http://waralbum.ru