Исторически развитие дорожной сети в России всегда сталкивалось с определёнными трудностями. Они были обусловлены масштабом страны, сложным рельефом и суровым климатом. Однако именно в годы Великой Отечественной войны эти вызовы приобрели стратегическое значение. Военные автодороги стали настоящей «кровеносной системой» наступающей Красной армии.
В условиях тотального разрушения инфраструктуры дорожные войска решали беспрецедентные задачи:
Расчищали и восстанавливали дороги.
Наводили переправы и строили мосты.
Прокладывали колейные дороги.
Но при этом военные дорожники ещё и предпринимали шаги для повышения безопасности передвижения. Одним из методов стало использование тактической хитрости – создание фальшивых объектов и даже целых авиабаз с целью введения неприятеля в заблуждение.
Отступающие немецкие подразделения целенаправленно разрушали инженерные сооружения. Устраивали завалы и закладывали мины на дорогах, стремясь замедлить продвижение Советской армии любыми доступными способами. Постоянной была угроза внезапного появления вражеских диверсантов и авианалётов. Сюрпризы преподносила и погода – чего только стоили тридцатиградусные морозы при битве за Москву. Но ВАДовцы (военные автодорожники) трудились, не покладая рук.
Высокая эффективность ремонтных работ советских специалистов произвела впечатление даже на противников. Например, генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн писал в мемуарах, что русские солдаты продемонстрировали выдающиеся способности в восстановлении разрушенных дорог.
Хотя дорожные подразделения куда реже боевых частей удостаивались государственных наград и широкой известности за свои достижения, такие случаи всё же имели место. Так, во время Сталинградской битвы, когда таяние льда привело к полному разрушению построенных ранее мостов, работники инженерных служб смогли оперативно организовать передвижение техники и конных повозок по специальному временному покрытию, проложенному прямо поверх замерзшей реки. Благодаря этому подвигу награды получили 73 воина-дорожника.
Переход через горы Большого Хингана в рамках Маньчжурской операции 1945 года также стал примером исключительного мужества и профессионализма. Под проливным дождём дорожники возводили мосты через бурные реки, оборудовали броды, прокладывали пути в болотистой местности.
Историк Леонид Николаевич Внотченко подчёркивал: «Действия войск Забайкальского фронта по сей день остаются непревзойденными. Этот подвиг вполне сопоставим с Альпийским походом Суворова и переходом Скобелева через Балканы. В результате наши танкисты совершили глубокий прорыв в тыл Квантунской армии и тем самым решили исход всей операции».
За свой героический труд 39 отдельных военно-дорожных подразделений удостоены почётных наименований – «Днепропетровские», «Неманские», 59 награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Красного знамени и Красной звезды.
Ордена и медали получили 21 256 солдат, сержантов, офицеров, генералов и политработников. Многие тысячи человек были лично поощрены руководством армейского тыла, главного дорожного управления Советской армии, военных советов фронтов.
Символично, что дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта участвовал в торжественном параде Победы на главной площади Советского государства в мае 1945 года среди других наиболее отличившихся воинских соединений.